Американский патентный холдинг планирует запретить петербургскому дилеру корейской марки KIA ввоз в Россию иномарок. Судебный иск, поданный «Дисконт провайдер США Инк.» в отношении «Шувалово-Моторс», в Арбитражном суде Петербурга начнут рассматривать в апреле. Юристы говорят, что петербургский арбитраж склонен удовлетворять подобные требования владельцев патентов. Подобные дела - новинка для России, но в мире давно известны как «патентный терроризм».
«KIA» хотят «подрезать крылья»
Исковое заявление зарегистрированной в Нью-Йорке компании «Дисконт провайдер» было подано в петербургский суд 11 марта. Компания в заявлении отмечает, что детали легковых автомобилей марки «KIA» содержат признаки «полезной модели», запатентованной в России. «Дисконт провайдер» также подчеркивает, что не давал дилеру «Шувалово-Моторс» права использовать свою интеллектуальную собственность. И требует запретить российской компании ввозить и продавать детали кузова автомобилей корейского производителя.
Иск американский холдинг подкрепляет доказательной базой. «Дисконт провайдер» в исковом заявлении сообщает о проведенной по его заказу экспертизе. По заверениям истца, в специализированные учреждения были доставлены образцы — крылья автомобилей KIA, закупленные в «Шувалово-Моторс». Специализированные учреждения произвели исследования и выдали результаты, на основании которых эксперты-патентоведы наличие в деталях «полезной модели», защищенной патентом, принадлежащим «Дисконт провайдер», подтвердили.
В «Бюро патентных поверенных Труженикова и партнеры», в частности проводившем экспертизу, «Фонтанке» сообщили, что патент американской компании оформлен на «листовой материал», используемый при производстве крыльев автомобилей KIA Spectra, Rio, Sorento, Carnival и Magentis. Но от дальнейших комментариев патентные эксперты отказались.
Не смогла пролить свет на предстоящий судебный процесс и сторона истца. «Фонтанке» удалось связаться с адвокатом Юрием Евграфовым, представляющим «Дисконт провайдер» в Петербурге, но он заявил, что без санкции своих американских партнеров с журналистами общаться не может.
Корейцы войны не хотят
Прояснить спорную ситуацию с разворачивающимся сейчас судебным процессом согласились в главном офисе компании, представляющей корейскую марку KIA в России. Как прокомментировали «Фонтанке» в пресс-службе «KIA Motors Rus», «компания, как ведущий представитель современного автомобильного рынка, уже не в первый раз встречается с подобными ситуациями». «В данном случае, иск подан не к нашей компании, а к официальному дилеру. Пока участия в этом деле не принимаем, но надеемся: спор разрешится таким образом, что дилер не понесет ущерба», - отметил руководитель отдела общественных связей «Kia Motors Rus» Андрей Матвеев.
Иного мнения придерживаются опрошенные «Фонтанкой» коллеги владельцев «Шувалово-Моторс». Как рассказал нам на условиях анонимности глава одного из дилерских центров в Петербурге, действительно, подобная патентная практика, ранее распространенная в основном в Америке и Европе, набирает обороты и в России. Но надеяться на быстрое разрешение конфликта в данном случае стоит едва ли. «Здесь цель патентообладателя налицо: компания купила права на «листовой материал» 2 октября 2009 года, а детали для экспертизы приобрела 27 сентября, на пять дней раньше. Думается, американская фирма хочет, получив положительное для себя решение суда, создать прецедент, чтобы потом диктовать свои условия и другим более крупным игрокам рынка», - сообщил источник в дилерском сообществе.
Фактически, как полагают игроки рынка, иск в отношении официально дилера корейских автомобилей KIA может иметь самые серьезные последствия для автомобильного сообщества России. Сейчас концерн продает в нашей стране 40% своих авто. И судебный запрет на использование патента без согласия патентообладателя сделает невозможным ни ввоз этих автомобилей, ни производство их на территории РФ. Поэтому придется либо заключать лицензионное соглашение с «Дисконт провайдер США Инк.», либо договориться до суда. В обоих случаях речь идет о кругленькой сумме. Автопроизводителю не останется выбора, кроме как поднять цены на свою продукцию, а значит - потерять конкурентоспособность на ценовом рынке.
Однако юристы говорят, что такие выводы несколько преждевременны. Как прокомментировал нам старший партнер юридической компании Pen&Paper Константин Добрынин, положительное решение суда по спору о пресечении действий, нарушающих права патентообладателя, является обязательным для участников спора, то есть, прежде всего, ответа по данному делу, и не распространяет свое действие на иных лиц, не привлеченных к участию в деле. То есть, даже если суд удовлетворит требования американского холдинга, отказаться от ввоза деталей и автомобилей KIA придется только компании «Шувалово-Моторс».
Бизнес по-манхеттенски
Бизнес патентных холдингов в мире распространен довольно широко. Такие компании принято называть «патентными киллерами» или «патентными троллями». Бизнес их сводится к скупке таких патентов, которые позволяют рассчитывать на реализацию прав. Самые продвинутые фирмы-тролли умудряются создавать такие патенты, под действие которых попадают уже существующие и широко используемые устройства. И тут уже возникает вопрос к государственным органам, которые такие права регистрируют.
А для патентных организаций остальное: дело техники. Правообладателям порой удается найти признаки «своего изобретения» в различных устройствах по всему миру и предъявить денежные претензии многочисленным компаниям. И может быть, с точки зрения обывателя, такой подход манхеттенских бизнесменов выглядит по меньшей мере несправедливым, а с точки зрения закона (и нашего, и зарубежного) все вполне объективно. Документ правообладателя может позволить ему получить исключительное право на весь ассортимент продукции, попадающий под действие патента.
«Дисконт провайдер США Инк.» - типичный патентный холдинг. На его официальном сайте сказано, что «компания действует в целях извлечения прибыли за счет внедрения самых передовых технологий производства и самых современных способов защиты интеллектуальной собственности». Так, «Дисконт провайдер США Инк.» уже скупил ряд изобретений в области нефтепереработки на территории всего мира и успешно реализует их в режиме ноу–хау, поскольку эти изобретения еще не защищены патентами. По-видимому, это реально передовые технологии, востребованные производителями нефтепродуктов, которые, если верить информации на сайте, позволяют добиваться глубины переработки нефти до 96% при снижении энергозатрат.
Вероятно, с подобной целью компания приобрела патент и на «листовой материал», используемый при создании автомобилей. Любопытно, что в течение года совладельцем патента был федеральный ГУП Минсельхоза по регулированию продовольственного рынка, но в его руках документ оказался не востребованным.
Справка
С сайта правообладателя о патенте: «Листовой материал, выполненный таким образом, что, по крайней мере, в одном поперечном сечении содержит границу поперечного сечения, и граница поперечного сечения, по крайней мере, на одном из участков выполнена в виде элементов конических сечений, отличающийся тем, что, по крайней мере, в одном поперечном сечении граница поперечного сечения, по крайней мере, на одном из участков выполнена в виде, по крайней мере, двух различных по длине элементов различных гипербол с различными значениями эксцентриситетов»
Справка-2
Адвокат истца Юрий Евграфов - личность в юридических кругах Петербурга не безызвестная. Вместе с Александром Красковским он является учредителем фирмы «Деловые и юридические консультации», которая в прошлом году оказалась замешана в истории с садоводством «Родники-1» во Всеволожском районе. Адвокатская контора представляла интересы отставного майора милиции Ивана Холина, которого садоводы обвиняли в захвате их земельных участков.
Маша Могилевская,
«KIA» хотят «подрезать крылья»
Исковое заявление зарегистрированной в Нью-Йорке компании «Дисконт провайдер» было подано в петербургский суд 11 марта. Компания в заявлении отмечает, что детали легковых автомобилей марки «KIA» содержат признаки «полезной модели», запатентованной в России. «Дисконт провайдер» также подчеркивает, что не давал дилеру «Шувалово-Моторс» права использовать свою интеллектуальную собственность. И требует запретить российской компании ввозить и продавать детали кузова автомобилей корейского производителя.
Иск американский холдинг подкрепляет доказательной базой. «Дисконт провайдер» в исковом заявлении сообщает о проведенной по его заказу экспертизе. По заверениям истца, в специализированные учреждения были доставлены образцы — крылья автомобилей KIA, закупленные в «Шувалово-Моторс». Специализированные учреждения произвели исследования и выдали результаты, на основании которых эксперты-патентоведы наличие в деталях «полезной модели», защищенной патентом, принадлежащим «Дисконт провайдер», подтвердили.
В «Бюро патентных поверенных Труженикова и партнеры», в частности проводившем экспертизу, «Фонтанке» сообщили, что патент американской компании оформлен на «листовой материал», используемый при производстве крыльев автомобилей KIA Spectra, Rio, Sorento, Carnival и Magentis. Но от дальнейших комментариев патентные эксперты отказались.
Не смогла пролить свет на предстоящий судебный процесс и сторона истца. «Фонтанке» удалось связаться с адвокатом Юрием Евграфовым, представляющим «Дисконт провайдер» в Петербурге, но он заявил, что без санкции своих американских партнеров с журналистами общаться не может.
Корейцы войны не хотят
Прояснить спорную ситуацию с разворачивающимся сейчас судебным процессом согласились в главном офисе компании, представляющей корейскую марку KIA в России. Как прокомментировали «Фонтанке» в пресс-службе «KIA Motors Rus», «компания, как ведущий представитель современного автомобильного рынка, уже не в первый раз встречается с подобными ситуациями». «В данном случае, иск подан не к нашей компании, а к официальному дилеру. Пока участия в этом деле не принимаем, но надеемся: спор разрешится таким образом, что дилер не понесет ущерба», - отметил руководитель отдела общественных связей «Kia Motors Rus» Андрей Матвеев.
Иного мнения придерживаются опрошенные «Фонтанкой» коллеги владельцев «Шувалово-Моторс». Как рассказал нам на условиях анонимности глава одного из дилерских центров в Петербурге, действительно, подобная патентная практика, ранее распространенная в основном в Америке и Европе, набирает обороты и в России. Но надеяться на быстрое разрешение конфликта в данном случае стоит едва ли. «Здесь цель патентообладателя налицо: компания купила права на «листовой материал» 2 октября 2009 года, а детали для экспертизы приобрела 27 сентября, на пять дней раньше. Думается, американская фирма хочет, получив положительное для себя решение суда, создать прецедент, чтобы потом диктовать свои условия и другим более крупным игрокам рынка», - сообщил источник в дилерском сообществе.
Фактически, как полагают игроки рынка, иск в отношении официально дилера корейских автомобилей KIA может иметь самые серьезные последствия для автомобильного сообщества России. Сейчас концерн продает в нашей стране 40% своих авто. И судебный запрет на использование патента без согласия патентообладателя сделает невозможным ни ввоз этих автомобилей, ни производство их на территории РФ. Поэтому придется либо заключать лицензионное соглашение с «Дисконт провайдер США Инк.», либо договориться до суда. В обоих случаях речь идет о кругленькой сумме. Автопроизводителю не останется выбора, кроме как поднять цены на свою продукцию, а значит - потерять конкурентоспособность на ценовом рынке.
Однако юристы говорят, что такие выводы несколько преждевременны. Как прокомментировал нам старший партнер юридической компании Pen&Paper Константин Добрынин, положительное решение суда по спору о пресечении действий, нарушающих права патентообладателя, является обязательным для участников спора, то есть, прежде всего, ответа по данному делу, и не распространяет свое действие на иных лиц, не привлеченных к участию в деле. То есть, даже если суд удовлетворит требования американского холдинга, отказаться от ввоза деталей и автомобилей KIA придется только компании «Шувалово-Моторс».
Бизнес по-манхеттенски
Бизнес патентных холдингов в мире распространен довольно широко. Такие компании принято называть «патентными киллерами» или «патентными троллями». Бизнес их сводится к скупке таких патентов, которые позволяют рассчитывать на реализацию прав. Самые продвинутые фирмы-тролли умудряются создавать такие патенты, под действие которых попадают уже существующие и широко используемые устройства. И тут уже возникает вопрос к государственным органам, которые такие права регистрируют.
А для патентных организаций остальное: дело техники. Правообладателям порой удается найти признаки «своего изобретения» в различных устройствах по всему миру и предъявить денежные претензии многочисленным компаниям. И может быть, с точки зрения обывателя, такой подход манхеттенских бизнесменов выглядит по меньшей мере несправедливым, а с точки зрения закона (и нашего, и зарубежного) все вполне объективно. Документ правообладателя может позволить ему получить исключительное право на весь ассортимент продукции, попадающий под действие патента.
«Дисконт провайдер США Инк.» - типичный патентный холдинг. На его официальном сайте сказано, что «компания действует в целях извлечения прибыли за счет внедрения самых передовых технологий производства и самых современных способов защиты интеллектуальной собственности». Так, «Дисконт провайдер США Инк.» уже скупил ряд изобретений в области нефтепереработки на территории всего мира и успешно реализует их в режиме ноу–хау, поскольку эти изобретения еще не защищены патентами. По-видимому, это реально передовые технологии, востребованные производителями нефтепродуктов, которые, если верить информации на сайте, позволяют добиваться глубины переработки нефти до 96% при снижении энергозатрат.
Вероятно, с подобной целью компания приобрела патент и на «листовой материал», используемый при создании автомобилей. Любопытно, что в течение года совладельцем патента был федеральный ГУП Минсельхоза по регулированию продовольственного рынка, но в его руках документ оказался не востребованным.
Справка
С сайта правообладателя о патенте: «Листовой материал, выполненный таким образом, что, по крайней мере, в одном поперечном сечении содержит границу поперечного сечения, и граница поперечного сечения, по крайней мере, на одном из участков выполнена в виде элементов конических сечений, отличающийся тем, что, по крайней мере, в одном поперечном сечении граница поперечного сечения, по крайней мере, на одном из участков выполнена в виде, по крайней мере, двух различных по длине элементов различных гипербол с различными значениями эксцентриситетов»
Справка-2
Адвокат истца Юрий Евграфов - личность в юридических кругах Петербурга не безызвестная. Вместе с Александром Красковским он является учредителем фирмы «Деловые и юридические консультации», которая в прошлом году оказалась замешана в истории с садоводством «Родники-1» во Всеволожском районе. Адвокатская контора представляла интересы отставного майора милиции Ивана Холина, которого садоводы обвиняли в захвате их земельных участков.
Маша Могилевская,
зарегистрируйтесь чтобы увидеть эту ссылку